Какие шедевры искусства потеряют музеи после реституции

Какие шедевры искусства потеряют музеи после реституции

Президент Франции Эммануэль Макрон во время поездки в Буркина-Фасо и Бенин пообещал вернуть произведения искусства доколониальной Африки на родину. Это означает, что многим европейским музеям стоит пересмотреть свои коллекции.

 Ситуация в Европе

 До этого события,  Франция всегда обходила стороной вопрос о реституции, объясняя тем, что возвращение африканских произведений приведет к разорению государственного музейного фонда. Особенно это касается музея на набережной Бранли, где хранится около 70 тысяч предметов африканского искусства. Однако президент Франции думает иначе:

«Я из поколения французов, для которых преступления европейской колонизации неоспоримы», — сказал он на встрече со студентами в Университете Уагадугу, столице Буркина-Фасо. Также в своем  твиттере он написал: «Африканское наследие не может быть узником европейских музеев».

Музеи всех стран восприняли эту новость  в штыки. Однако, есть те кто подержал  Эммануэля Макрона – президент музея на набережной Бранли Стефан Мартен. «Это настоящая проблема, культурное наследие исчезло с континента. С этим нужно что-то делать», - говорит он.

Как это все осуществить пока не понятно: есть варианты возврата на какой-то определенный период (под гарантии сохранности от государства) или изготовление копий. Понятно, что копии вряд ли устроят африканские страны, учитывая, что один только Бенин требует вернуть несколько тысяч предметов искусства, вывезенных в Париж в качестве трофеев после второй франко-дагомейской войны 1892-1894 годов. В основном это предметы культа: статуи богов, ритуальные маски, двери, троны и скипетры.

Опасно для всех музеев мира

Ситуация во Франции может негативно повлиять на судьбу других европейских музеев, где хранятся бесценные произведения искусства, в свое время незаконно вывезенные из других стран. В первую очередь это коснется коллекции древнегреческого искусства Британского музея в Лондоне.

На протяжении долгих лет Греция требует вернуть «Мраморов Элгина». Это уникальная коллекция скульптур и фризов афинского Акрополя. В период наполеоновских войн, получив разрешение турецких властей, ее привез в Соединенное Королевство британский посол в Константинополе лорд Элгин. Десять лет он хранил собрание как свою частную собственность, а в 1816 году продал его Британскому музею.

Лондон неизменно отклоняет требования Греции вернуть национальные сокровища. Международные организации также бездействуют — вопрос о спорной коллекции стоит на повестке ЮНЕСКО уже 10 лет. Чтобы поставить эту проблему перед европейским парламентом, грекам необходимо собрать миллион и одну подпись под петицией Всемирной ассоциации по воссоединению скульптур Парфенона. Пока есть лишь половина, но правительство Греции не теряет надежду на справедливое рассмотрение дела.

Претензии по возвращению ценностей на родину больше всего касается Германии и Италии, поскольку в свое время фашистские власти массово изымали произведения искусства у еврейских коллекционеров. Правда, в этих странах предусмотрена денежная компенсация наследникам или, в отдельных случаях, возвращение музейных шедевров семьям законных владельцев.

Этот острый вопрос также коснулся России. Яркий пример - коллекция «Золото Шлимана». Немецкий археолог Генрих Шлиман нашел ее во время раскопок Трои в 1873 году. До Второй мировой войны бесценные предметы из золота, серебра, бронзы и камня, датированные 2400-2300 годами до нашей эры, хранились в Берлине.

В 1945 году «Золото Шлимана» в режиме строгой секретности было вывезен в Советский Союз. О том, что сокровища Трои находятся в Москве, официально объявили только в 1993-м. Через три года их впервые выставили в ГМИИ им. Пушкина, а часть коллекции передали Эрмитажу. Оба музея выступают категорически против возврата этого шедевра Германии.

Однако есть и другие примеры. В 1955 году СССР в качестве жеста доброй воли вернул отреставрированную коллекцию Дрезденской галереи, которую фактически спасли специалисты Пушкинского музея. Правда, немецкая сторона периодически напоминает Москве, что не все предметы собрания вернулись на родину.

Так, в России остается коллекция Франса Кенигса. После прихода к власти нацистов немецкий банкир был вынужден продать за бесценок свое богатейшее собрание рисунков старых мастеров, которое осело в Дрезденской галерее. Оттуда его вывезли советские войска.

Коллекцию разделили между Москвой и Киевом, где она тайно хранилась до 1990-х. В 2004 году украинская сторона передала наследникам Кенигса свою часть собрания. Остальные 307 листов до сих пор находятся в собрании Пушкинского музея.

Источник: РИА Новости