Секретный ингредиент Рембрандта, придававший яркость картинам, обнаружили учёные

Голландские и французские исследователи обнаружили секрет,лежащий в основе блестящей и живой техники импасто Рембрандта. Открытие может иметь решающее значение при сохранении картин художника для будущих поколений.
 
 
Команда учёных,анализировавшая материалы,которыми пользовался Рембрандт, обнаружила в красках редкое соединение под названием плумбонакрит(plumbonacrite, от лат. «plumbo» — свинец и «nacre» — перламутр; минерал,содержащий углерод,водород,свинец и кислород). Это вещество до сих пор было идентифицировано только в произведениях искусства XX века и в одной картине Винсента ван Гога. Своё открытие исследователи опубликовали в научном журнале Angewandte Chemie. Эта информация не только жизненно важна для понимания творчества Рембрандта,но и может иметь решающее значение при сохранении и восстановлении его шедевров.
 
Рембрандт ван Рейн,«Портрет Мартина Солманса»(1634). Государственный музей Рейксмузеум,Амстердам
 
«Мы вообще не ожидали найти этот ингредиент,поскольку старые мастера не использовали его в своих картинах, — пояснил британской газете Daily Mail редакто статьи Виктор Гонсалес из Рейксмузеума в Амстердаме и Технологического университета Дельфта. — Более того,наше исследование показывает,что присутствие материала не случайно или не связано с загрязнением,а является результатом намеренного синтеза».
Для исследования учёные взяли крошечные образцы краски размером менее 0,1 мм с трёх картин Рембрандта — «Портрета Мартина Солманса»(1634) из Рейксмузеума,«Вирсавии»(1654) из Лувра и «Сусанны»(1636) из галереи Маурицхёйс в Гааге.
 
Используя передовые технологии европейской лаборатории Synchrotron во французском Гренобле,команда идентифицировала химические вещества в образцах. «Исходя из исторических текстов,мы полагаем,что Рембрандт добавлял в масло оксид свинца или глёт для того,чтобы краска стала пастообразной», — сказал эксперт по консервации Марин Котте.
 
Вирсавия с письмом царя Давида
Рембрандт Харменс ван Рейн
1654, 142×142 см
 
Следующим шагом должна стать экспертиза других картин Рембрандта и его современников. «Мы работаем с гипотезой о том,что Рембрандт мог использовать другие рецепты,и именно поэтому будем изучать образцы других его картин,а также произведений других голландских мастеров семнадцатого века,включая Вермеера,Хальса и художников из круга Рембрандта», — сказала Аннелис ван Лон из Рейксмузеума.
 
В наступившем 2019 году исполняется 350 лет со дня смерти Рембрандта. К этой дате музеи и галереи по всему миру готовят серию выставок, самые масштабные из которых пройдут в Рейксмузеуме. Это учреждение планирует показать зрителям все картины и лучшие образцы гравюр мастера из своей обширной коллекции. Экспозиции такого масштаба не было никогда в истории и вряд ли она когда-нибудь ещё повторится.
 
Источник: artchive.ru