Восемь Ван Гогов в день: жизнь китайской деревни Дафен, где копируют знаменитых художников

Китай хорошо известен своим национальным талантом копировать что угодно. И если к товарам массового потребления европейцы привыкли,то возможность получить живописную Джоконду да Винчи по цене обеда в ресторане все еще вызывает недоумение. Однако в Поднебесной это настоящая индустрия,которой занята целая деревня. Вопрос подлинности и уникальности в эпоху постмодернизма поднимает своей новой выставкой«В присутствии художника» Маурицио Каттелан.

 

С 10 октября по 16 декабря 2018 года в музее Шанхая работает выставка«В присутствии художника», созданная Маурицио Каттеланом(Maurizio Cattelan) и брендом Cucci. Проект посвящен вопросам подлинности,авторского права,оригинальности и копирования в искусстве. Для великого шутника и провокатора Каттелана эта тема является близкой и знакомой: «Для меня хороший вкус — как и вообще вкус — это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого,чем-то,что я вижу каждый день вокруг. Я — всего лишь губка. Или репродуктор». Художник известен широкой публике прежде всего своими фигурами людей в полный рост,сделанными из воска,а также остроумными объектами,вроде унитаза,отлитого из 18-тикаратного золота.

Выставка,объединившая боле 30 художников из Китая,Швейцарии,США,Мексики,Великобритании,Канады и Франции,рассказівает и историю уникальной китайской«деревни художников» — района Дафен(Dafen). В преддверии выставки Каттелан посвятил этому удивительному месту эссе на портале Artnet:

«…Выставка в Шанхае ставит под сомнение сакральные принципы искусства современности: оригинальность,истину и идентичность. Как они могут реализовываться сегодня,через акт воспроизведения,и как сами оригиналы могут сохраняться в своих копиях? — пишет Кателлан, — Третье правило гласит: „Создавать что-то из ничего значит уподобляться Богу“. Как человек,я понимаю,что ни одна из моих мыслей не оригинальна. Я — результат всего того,что существовало до меня. Включая Микеланджело».
 

Китайские копиисты

Умением создавать качественные копии Китай был известен задолго до кроссовок,косметики и прочих товаров массового производства ХХ века. Местные художники создавали живописные полотна по заказу европейцев еще с 1760-х годов,а самое раннее произведение масляной живописи,написанное в Китае в 1610 году,хранится в церкви Иль-Джезу в Риме. Район Дафен продолжил эту славную традицию.

В начале 1990-х годов предприниматель Хуан Цзян(Huang Jiang) нанял 20 молодых художников. Они поселились в отдаленном районе Дафен промышленного гиганта Шэньчжэнь(Shenzhen), где стали зарабатывать себе на жизнь созданием бесчисленных копий знаменитых полотен. Самыми популярными художниками были Винсент Ван Гог и Леонардо да Винчи. В отличие от постеров и репродукций,настоящая масляная живопись выглядела дорого и «благородно»(даже если это был Уорхол,заказанный для провинциального ресторана). Художники быстро заняли до того пустовавшую нишу массовой масляной живописи,работы успешно расходились по странам первого мира. Число художников,живших и творивших в Дафене,стремительно росло.
 

Деревня художников

Особенная атмосфера Дафена привлекает не только покупателей и посредников,но и множество туристов. На узких улочках почти каждая лавка — лавка художника. Мольберты стоят прямо на земле,картины висят практически повсюду. Многие мастера трудятся на свежем воздухе,охотно общаясь с потенциальными заказчиками. Разноцветные фасады домов и памятники ремеслу живописца дополняют облик деревни художников,которая,конечно,совсем не деревня — станции метро Mumianwan и Dafen находятся совсем рядом.
 
Сейчас в Дафене трудятся более пяти тысяч мастеров. Каждый год они создают около пяти миллионов работ — это 60% всех живописных масляных картин,продающихся в мире.
 
 
 
 
 
Надо сказать,что для всех мастерских действуют два строгих правила: не выдавать свои работы за оригиналы и не нарушать международные законы об авторском праве. Именно поэтому в Дафене не найти работ художников,умерших менее,чем 70 лет назад. Исключение составляют только Энди Уорхол и Сальвадор Дали — на их наследие эти законы не распространяются.
 

Разнообразие и уникальность

В остальном же Дафен может предложить практически что угодно — и уже упомянутого Ван Гога,и остальных импрессионистов,и мастеров Ренессанса,и поп-арт,и традиционную китайскую живопись,и даже русский авангард. Внимательному зрителю попадутся и портреты Мао,и знаменитые события на площади Тяньаньмэнь,и даже обаятельная улыбка Дэвида Бэкхема,увековеченная в масле и холсте.
 
Уровень работ в Дафене разнится,однако найти по-настоящему плохую живопись сложно. В деревне работают только профессиональные художники — студенты и выпускники художественных школ и академий,которым и так во время учебы приходится копировать классические шедевры. Кроме того,создавая по несколько картин в день,китайские мастера настолько набивают руку в точности соответствия,что процесс начинает напоминать конвейер отлаженностью действий. Чжао Ксяойонг(Zhao Xiao Yong), один из художников Дафена,добился невероятных успехов в копировании: например,чтобы нарисовать автопортрет Ван Гога,Чжао тратит всего полчаса. Каждую картину Ван Гога Чжао продает за 200−1500 юаней(примерно 30−230 долларов США), и за свою карьеру он уже продал более 70 тысяч картин.
 
Цены на живопись в этом районе вполне гуманные — можно найти картины и за восемь долларов,и за сорок,и за шестьдесят,и за куда большие суммы. По рассказам,сами художники зарабатывают вполне прилично — около восьмисот долларов в месяц,а вот зарплаты их подмастерьев,увы,гораздо меньше.
 
Источник: artchive.ru