Восходящая звезда арт-рынка - Микаэлины Вотье

Восходящая звезда арт-рынка - Микаэлины Вотье

 

Дом-музей и Музей MAS в одном из городов Бельгии под названием Антверпен объединились, чтобы показать всему миру работы художницы эпохи барокко Микаэлины Вотье - современницы Питера Пауля Рубенса.

 

   Художница Микаэлина Вотье писала свои работы в то время, когда женщины в искусстве считались исключением. Однако ей удалось выделиться среди других представительниц своим разнообразным, уникальным жанром. Тем самым бросая вызов всему, что мы знаем из истории искусств.

Про Микаэлине Вотье (1614 — 1689) довольно мало информации, поскольку ее жизнь практически не задокументирована. Известно лишь только то, что она жила вместе со своим братом-художником Шарлем Вотье, которому приписывались все ее работы.

На сегодняшний день в мире насчитывается 26 работ Микаэлины Вотье, которые доказывают, что у нее невероятный талант и великолепная изобразительная техника.

В наследии Микаэлины Вотье есть целый ряд шедевров — от впечатляющих исторических композиций до жанровых сцен, цветочных натюрмортов и образов, таких как загадочный «Портрет молодого человека» (1653) из коллекции Королевского музея изящных искусств в Антверпене. Ещё одним из главных экспонатов выставки «Микаэлина. Ведущая леди барокко» станет «Мистический брак святой Екатерины и святой Варвары» (1649) из семинарии бельгийского Намюра. Это произведение находилось в плачевном состоянии и потребовало тщательной реставрации.

 Абсолютным апофеозом экспозиции будет монументальный холст «Триумф Вакха» (ок. 1655) из венского Музея истории искусств. В этой работе художница в полной мере раскрыла своё знание о мужской анатомии. В этом красочном шествии Микаэлина Вотье осмелилась изобразить и себя — в виде полуобнажённой вакханки. Это единственный персонаж в группе, который смотрит в глаза зрителю.

 

Сейчас Микаэлину Вотье называют восходящей звездой арт-рынка, её работы ценятся очень высоко. В 2016 году аукционный дом Köller продал «Портрет Мартино Мартини, миссионера-иезуита в Китае» (1654) за 400 тыс. швейцарских франков, хотя изначально ее оценивали всего лишь в 7 — 10 тыс. франков.

Известно, что коллекция работ этой художницы еще не полная. Дом-музей Рубенса разыскивает еще шесть картин - один натюрморт и серию «Пять чувств», созданную в 1650 году. Всё, что известно об этом цикле - лишь одна черно-белая иллюстрация в аукционном каталоге 1975 года с изображением флейтиста в красном берете и сидящем на стуле, что символизирует «Слух».

В описаниях, дошедших из XIX века, говорится о том, что на картине «Зрение» нарисован мужчина или юноша, рассматривающий через пенсне монету, которую он держит в левой руке. «Запах» символизирует мальчик в войлочной шляпе и серой рубашке; отвращение на его лице говорит зрителю о том, что яйцо, которое он едва не начал есть, испортилось. С пищей связана и четвёртая картина, «Вкус», — это молодой человек в плаще и с длинными рыжими волосами, который ест кусок хлеба. На последнем холсте, «Прикосновение», изображён ещё один длинноволосый юноша, который порезал большой палец, обстругивая деревяшку.

Кроме того, уже более 30 лет нет никаких следов одного из двух известных натюрмортов Микаэлины Вотье — «Гирлянды с бабочкой», датированной 1652 годом. В 1985 году картина была частью коллекции парижского галериста Бенито Пардо, но затем исчезла из виду. Эта панель — аналог «Гирлянды со стрекозой», которая также входит в частное собрание в Германии, и кураторы выставки уже отправили запрос на её демонстрацию. 

Выставка «Микаэлина. Ведущая леди барокко» стала частью фестиваля «Антверпенское барокко — 2018. Вдохновляет Рубенс». Эта серия мероприятий отдаёт дань уважения одному из самых влиятельных художников, живших в городе, и его культурному наследию. Первая ретроспектива его загадочной современницы пройдёт в Музее MAS со 2 июня по 2 сентября.

 

Источник: artchive